Укр Рус
24 ноября, 06:15
8

Действительно ли мы используем всего 10% возможностей своего мозга

Основные тезисы
  • Утверждение об использовании только 10% мозга является мифом, который был популяризирован в 1930-х годах, но на самом деле мозг работает в полной мере.
  • Клиническая неврология и нейропсихология доказывают, что даже незначительные повреждения мозга могут иметь серьезные последствия, что отрицает идею о незадействованных участках мозга.

Пожалуй, после просмотра таких лент, как "Область тьмы" или "Люси", каждый из нас задумывался, что было бы круто применять свой мозг на полную. Ведь тогда мы бы вышли за пределы собственных интеллектуальных возможностей и стали еще умнее и более творческими.

Но действительно ли это так, что мы используем только 10% нашего мозга? Откуда взялось такое утверждение. Об этом расскажет 24 Канал со ссылкой на Факультет наук о здоровье УКУ и Массачусетский технологический институт по исследованию мозга.

Обратите внимание Наш мозг обманывает нас: почему в зеркале мы другие

Правда ли, что мы используем только 10% нашего мозга?

На самом деле это миф. Существует ряд доказательств, почему это невозможно.

  • Во-первых, вообще невозможно, чтобы 90% мозга не использовались или использовались не в полной мере. Наш мозг сформирован в процессе естественного отбора. Его масса составляет 2 – 3% массы всего тела и он потребляет 20% кислорода и питательных веществ. Другими словами, это дорого выращивать и использовать мозговую ткань. Поэтому маловероятно, чтобы организм тратил 1/5 часть всех ресурсов на содержание слабо задействованного органа.
  • Данные клинической неврологии и нейропсихологии также опровергают этот миф. Обе науки имеют дело с последствиями повреждения мозга. По словам специалистов, даже незначительные повреждения мозговой ткани имеют серьезные последствия, сказывающиеся на жизнедеятельности человека. Например, вследствие инсульта (нарушение мозгового кровообращения) происходит повреждение частей головного мозга. В зависимости от того, где именно произошло повреждение будут наблюдаться те или иные нарушения. Человек может потерять способность улыбаться, говорить или шевелить конечностями. А пациенты в вегетативном состоянии, когда повреждено почти 50% мозговой ткани, вообще теряют способность оставаться в сознании, то есть думать, вспоминать, воспринимать и обрабатывать информацию привычным способом. Если бы 90% мозга действительно оставались незадействованными – такие процессы бы не происходили.
  • Электрическая стимуляция различных участков мозга, осуществленная во время нейрохирургических вмешательств, так же доказывает отсутствие в мозге "тихих зон". То есть просто не существует участков, которые бы не были вовлечены в те или иные психические или нейрофизиологические процессы.
  • В ХХІ веке мы становимся свидетелями более совершенных приборов для отслеживания работы мозга. С помощью методов нейровизуализации (таких, как ПЭТ, МРТ или фМРТ) исследователям удалось в конкретных участках мозга локализовать большое количество различных психических функций. Однако на детальных картах мозга так и не удалось выявить "тихие зоны", которые ждали раскрытия собственного потенциала. На самом деле даже простые задачи требуют привлечения многих участков мозга и нейронных цепей.

Что происходит с участками мозга, которые не используются?

Они или дегенерируют, или перебирают на себя функции соседних участков. Другими словами, вполне рабочий участок мозга не остается без работы.

Есть ли предел у мозга?

Аспирантка кафедры мозга и когнитивных наук Массачусетского института Мила Халгрен подчеркивает: это все еще спорный вопрос относительно того, есть ли в мире загадки, которые мы никогда не разгадаем.

"Возможно, существуют проблемы, которые человеческий мозг в принципе не способен решить, например, мышь никогда не поймет химию, а шимпанзе не сможет выполнять математические вычисления", – говорит она.

Можем ли мы увеличить мощность нашего мозга?

Возможности мозга ограничены, но есть способы повысить когнитивные способности, чтобы успешно сдать экзамен или повысить продуктивность на работе. По словам Халгрен, можно развить свой интеллектуальный потенциал, но не существует "фокуса", который позволит вам это сделать. Как и любой орган в вашем теле, мозг работает лучше, когда есть полноценный сон, физические упражнения, низкий уровень стресса и сбалансированное питание.

Откуда взялся миф об использовании 10% мозга?

Он появился еще в 1930-х годах, и у него есть несколько источников. Первым стали слова писателя Лоуэлла Томаса. В 1936 году в предисловии к книге Дейла Карнеги "Как завоевывать друзей и влиять на людей" он написал: "Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют лишь 10% своих умственных способностей". Книга стала популярна, и это утверждение запомнилось многим.

Джеймс действительно проводил эксперименты с ускорением развития и действительно считал, что люди используют мозг не на полную, но это касалось исключительно уровня IQ и ни о каких процентах он не упоминал. Тогда ученые уже знали, что в мозге есть участки, которые отвечают за различные функции, но за какие именно, не понимали.

Некоторые даже приписывают авторство этой идеи Альберту Эйнштейну. Однако ни профессор Делла Сала, ни исследователи архивов Эйнштейна, не обнаружили ни одной цитаты об этом в его трудах.

Существуют феномены, которые подпитывают миф о 10%

Девять десятых клеток нашего мозга – это так называемые "глиальные" клетки. Они не принимают прямое участие в проведении нервных импульсов, но выполняют вспомогательную роль: питают и поддерживают 10% мозговых клеток, нейронов, из которых состоит серое вещество – двигатель мышления, пишет BBC.

Возможно, эта цифра и сбивает с толку, заставляя людей считать, что всю тяжелую умственную работу выполняет лишь десятая часть нашего мозга, и что мы могли бы активизировать и остальные клетки. Но невозможно, ведь белое вещество – совершенно другой вид клеток, и превратиться в нейроны они не могут.

Другой феномен заключается в том, что существует небольшая группа пациентов, у которых во время МРТ-сканирования мозга обнаружили нечто необычное. В 1980 году британский педиатр Джон Лорбер описал в журнале Science случай одного пациента с гидроцефалией. В его головном мозге почти не было серого вещества, но он все равно функционировал.

Но это не значит, что остальные из нас сможет также использовать другие клетки нашего мозга. Предположительно, у таких пациентов организм смог приспособиться к чрезвычайным обстоятельствам.

Кроме того, тренировка действительно мозга расширяет его возможности. Последние исследования в области нейропластичности показывают, что наш мозг способен меняться под влиянием опыта или внешних обстоятельств. Правда, это не означает, что нам удается задействовать совсем другой участок мозга. Мы лишь создаем новые связи между нейронами или теряем старые, которые нам больше не нужны.

Мы их делаем каждый день: какие вещи убивают наш мозг?

  • Недосыпание и нарушение сна

  • Отсутствие завтрака

  • Переедание

  • Проводить слишком много времени в одиночестве и без движения

  • Проводить слишком много времени в темноте и без солнца

О том, как они убивают наш мозг и как защитить свой мозг от негативного влияния – читайте в нашем материале.